Взаимодополняемость курсов вождения автомобиля и судовождения

В соответствии с законодательством нашей страны водители маломерных судов с мотором мощностью свыше 5 л.с. должны получить соответствующее удостоверение, для чего необходимо пройти курсы судовождения. Сразу следует отметить, что среди будущих судоводителей достаточно много автомобилистов и не все они понимают, зачем после курсов вождения автомобиля сдавать еще и экзамен ГИМС. Есть у такого мнения свои апологеты, есть и противники, ехидно отмечающие, что с таким подходом можно без подготовки садиться и за штурвал самолета. Разберемся, что же общего и в чем разница между вождением легкового автомобиля и маломерного судна.

Начнем с позитива: наличие навыков вождения автомобиля при посадке за штурвал маломерного судна действительно станет жирным плюсом. Привычка двигаться в строго заданном направлении (полоса движения подсознательно ассоциируется с фарватером), реагировать на указатели (светофор и знаки заменяются бакенами), убеждаться в безопасности маневра перед его совершением, как и многие другие умения, пригодятся как нельзя кстати.

Но существуют и различия. Условно их можно разделить на категории, которые представлены ниже:

1) Отличия в правилах движения. Понятно, что курсы вождения автомобиля учат двигаться по твердому покрытию с существующими на нем ограничениями. На реках, озерах, морях ни дорожной разметки, ни знаков нет. Фарватер (там, где он вообще существует) определяется бакенами и маяками. На водоемах нет минимальной и максимальной допустимой скорости, хотя остановки на фарватере не одобряются.

2) Техника вождения. У большинства маломерных судов штурвал похож на руль автомобиля или хотя бы мотоцикла. Даже если руление осуществляется с кормы, особых проблем оно создавать не должно. Но само поведение судна отличается от поведения автомобиля: на воде нет жесткого сцепления с трассой, поэтому проход поворотов и виражей, торможение, заход на стоянку (точнее, к причалу) нужно осваивать заново.

3) Технические основы. И автомобиль, и судно приводятся в движение двигателем внутреннего сгорания. В то же время, ДВС у судов, как правило, не четырех-, а двухтактный, что обусловливает определенные особенности в управлении и обслуживании. У плавсредств отсутствует ходовая часть (если не считать руля и киля), что, несомненно, делает их обслуживание несоизмеримо проще, однако при обнаружении течи в корпусе судно придется осматривать в доке. И тому, как эту течь вовремя обнаружить, также учат на курсах судовождения.

В целом, вождение яхты, катера или лодки после прохождения соответствующего курса обучения – это непередаваемые ощущения от свободы передвижения и непосредственного контакта с природой, сравнимые с впечатлениями от езды в кабриолете.