Технические основы в автошколе: коробка передач

 

Коробка передач – это, наверное, тот из базовых компонентов автомобиля, который вызывает наибольшее недоумение у новичка. Действительно, зачем она нужна? У нас есть двигатель, есть колеса, почему тогда просто не дать двигателю побольше оборотов и не поехать побыстрее?

 

Услышав такой вопрос, преподаватели автошколы на Соколе традиционно парируют его своим: а зачем платить больше? Действительно, замечено, что езда на высоких передачах способствует экономии топлива и развитию скорости. Но почему тогда люди ездят и на пониженных передачах? Парадокс? Нет, парадокса нет, но трогаться с места лучше на первой передаче, и это не прихоть автошколы, а действие элементарных законов физики.

 

Все мы учили в школе закон рычага: чем длиннее его плечо, тем легче поднимать груз, закрепленный у основания. Аналогичный принцип действует и в КПП, только в данном случае в роли плеча рычага выступает окружность соответствующей шестерни. Чем она длиннее, тем легче крутить колеса. С другой стороны, у каждого двигателя есть свое, положенное по нормативам, количество оборота коленвала в минуту. Соответственно, на первой передаче, при которой ось ведущего колеса вращается в 15-16 раз медленнее коленвала двигателя, скорость даже на уровне 30 км/ч развивается за счет очень высоких его оборотов (свыше 5000 / мин.).

 

А это, в свою очередь, означает крайне высокую нагрузку на сам мотор: быстрее приходят в негодность и трущиеся части, и уплотнители (сальник коленвала, сальники клапанов и т.п.). Что делать? Переключаться на вторую передачу: на ней уже можно ехать 30-40 км/ч при 2,5-3,0 тыс. оборотов двигателя в минуту. А как же закон рычага? Он действует, но машина теперь имеет инерцию, а сила, нужная для сдвига автомобиля с места, намного выше силы, нужной для поддержания уже имеющейся скорости. Соответственно, на повышенных скоростях энергия двигателя тратится не на разгон, а на поддержание заданной скорости, поэтому плечо первоначального рычага можно сократить, позволив двигателю не выбиваться из сил и не расходовать лишнего топлива.

 

Почему автошкола учит не стартовать с повышенных передач? Опять же, из-за закона рычага: трогаться даже со «второй» намного труднее и для двигателя, и для коробки передач, и для сцепления. Поскольку с повышением передачи плечо рычага уменьшается, двигатель сперва нужно хорошо раскрутить, и его подключение к КПП в состоянии покоя грозит преждевременным истиранием сцепления. Также автошкола на Соколе предупреждает: езда на малой скорости на повышенной передаче – это не только экономия топлива, но и высокая нагрузка на соответствующую передаточную шестерню, ее преждевременный износ и недешевый ремонт, стоимость которого может перекрыть весь возможный эффект от сэкономленного бензина.

 

 

 

c